(Back to FOM index page)

АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА М.ЩЕРБАКОВА

В нашем исследовании было несколько вопросов об особенностях восприятия творчества М. Щербакова, направленных на изучение когнитивного уровня оценок. Поместив полученные данные в семантическое пространство "Мира поэзии", мы получили возможность сопоставить и проанализировать оба уровня восприятия: когнитивный и аффективный.

Положительные категории восприятия

В результате частотного анализа ответов на вопрос: "Что больше всего привлекает Вас в песнях Щербакова?" были получены следующие данные. На первое место вышла такая характеристика, как интеллектуальность: 77% от числа полученных ответов. Под Интеллектуальностью респонденты понимали "скрытый", "многозначный смысл текстов" (А.1; 220), "философскую фантазию" (А.224), парадоксальность и неожиданность идей, характерные для песен Щербакова.

На второе место по частоте упоминания вышло музыкальное и исполнительское мастерство: 56% от числа всех ответов. Под Мастерством респонденты понимали "высокую технику владения инструментом" (А.187), "мелодичность песен" и "особую манеру исполнения" (А.152).

На третьем месте, с очень небольшим отрывом от Мастерства- 54%, оказался Профессионализм: знание языка и "виртуозное" владение им, "высокий, профессиональный уровень текстов" (А.18; 204) и "слог" (А.28). Четвертое место занимает Эмоциональность: 20% от числа ответов. Один из респондентов так характеризовал это качество: "Способность (песен) создавать и передавать определенное настроение" (А.107). Другие респонденты отмечали в песнях те или иные эмоциональные особенности: "нервность", "экспрессивность", "приколы", "цинизм (в хорошем смысле этого слова)". (Номера анкет соответственно порядку цитат: 17; 24; 8; 158). Итак, характеристика "интеллектуальность" связана со смыслом и идеями песен, "мастерство" - с их музыкальной аранжировкой и исполнением; "профессионализм" - характеристика уровня стихотворных текстов, "эмоциональность" - оценка чувственной насыщенности песен. На последнем месте стоит категория Близость по духу: "Все песни про нас!" (А.77) - 4%. Была предложена следующая интерпретация значимости этой категории. Существует несколько типов психологических механизмов (фильтров) восприятия художественных произведений, суть которых - смысловая и оценочная интерпретация обьекта восприятия. Эти типы различаются по соотношению познавательных (рациональных) и эмоциональных (аффективных) компонентов.

Выделяют два простейших "фильтра восприятия":

1 - совпадение с переживаниями, мыслями индивида, с событиями его жизни, биографией ("Она - героиня - влюбилась совсем как я!");
2 - интерес к сюжетной линии. То, что "близость по духу" (эту категорию можно отождествить с первым фильтром) стоит на последнем месте, а интеллектуальность упоминается чаще всего и входит в качестве основы в выделенные блоки типичных ответов, свидетельствует о следующем: поэзия Щербакова имеет высокий порог вхождения, и от публики требуется развитая способность восприятия сложных и насыщенных текстов. Такая способность сродни самому творчеству. Косвенно это подтверждают характеристики образовательного уровня аудитории Щербакова: 86% опрошенных имеют высшее или неполное высшее образование.

На вопрос "Что привлекает..." респонденты могли дать несколько ответов. Наиболее типичные пары и тройки ответов были обьединены в блоки. В результате факторного анализа ответов были выделены группы респондентов со сходными ответами. Мы решили обозначить группы именами - маркерами, в которых была бы отражена особенность их выбора. (На первом месте указана преобладающая характеристика; приведен процент от числа опрошенных):

1. Любители словесности  выбрали
                -    Интеллектуальность и Профессионализм:      23.46 %
2. Исполнители  -       Интеллектуальность и Мастерство:        21.11 %
3. Эксперты     -       Интеллектуальность, Мастерство,
                                        Профессионализм:        19.65 %
4. Виртуозы     -       Мастерство и слабо выраженные
                                        другие характеристики:  15.25 %
5. Энтузиасты   -       Интеллектуальность и Эмоциональность:   13.20 %
6. Остальные    -                                                7.33 %

Эти данные были помещены в семантическое пространство "Мира поэзии". Как уже отмечалось, интеллектуальность является общей для большинства указанных блоков характеристик. В результате анализа мы установили, что разница в оценках "Мира поэзии" выделенными группами обьясняется характеристиками, дополняющими интеллектуальность.

1. По шкале "трудный", оценивающей субьективную трудность интеллектуального восприятия, во всех группах разброс оценок на удивление минимален. Исключение составляют упомянутые Виртуозы. Можно предположить, что четыре группы, назвавшие интеллектуальность в качестве привлекательной черты, ориентированы на работу с текстами песен; в противном случае у них не было бы оснований для оценки трудности (рис.5).

2. Виртуозы, сказавшие, что их привлекает мастерство Щербакова, показывают минимальные (по сравнению с другими группами) значения по шкале "свой". Эксперты и Исполнители, также выбирая мастерство, отдают предпочтение интеллектуальности. Так как их показатели по шкале "свой" выше, чем у Виртуозов, можно осторожно предположить, что последние меньше других настроены на интеллектуальное освоение песен Щербакова. Их минимальные из существующих оценки трудности свидетельствуют о том, что для этих людей интеллектуальная сторона песен либо совсем ясна, либо неинтересна. Последнее более вероятно, если принять во внимание минимальные оценки по "идентификационной" шкале ("свой-чужой"). Косвенно это подтверждают и низкие оценки по шкале Активности: активность их внимания лишь в некоторой степени распространяется на изучение и восприятие песен данного автора (рис.5, 6).

3. Разброс по шкале "свой" можно попытаться проинтерпретировать следующим образом. У каждой группы свои подходы и особенности восприятия песенного пространства - это выражено в наборе характеристик, входящих в блок. Так как группы различаются по степени принятия "Мира поэзии", следовательно, все подходы дают разные результаты. Если предположить, что трудности с интеллектуальным освоением песен у всех групп приблизительно одинаковые (ровные оценки по шкале "трудность"), то эту разницу дают вторые и третьи составляющие блока (рис.5). Это подтверждают следующие данные: оценки Любителей Словесности и Экспертов в пространстве "свой/трудный" практически совпадают: у них есть общий интерес к профессионализму; небольшое отличие этих двух групп друг от друга обьясняется интересом Экспертов к мастерству Щербакова: они смещены в сторону группы Исполнителей, с которыми у них есть общее: те тоже выделяют мастерство; исполнители отличаются от всех групп минимальными оценками по шкале "трудный", а Энтузиасты - максимальными оценками по шкале "тревожный". Кроме того, Энтузиасты проигрывают Исполнителям по степени положительной идентификации с "Миром поэзии" - здесь наиболее очевидно различие в типах восприятия: Исполнители ориентированы на внешние стороны - мастерство, исполнение, а Энтузиасты - на эмоциональную составляющую восприятия.

4. Как видим, поэзия Щербакова вызывает сложные, иногда даже неприятные эмоции, и это сказывается на идентификационных устремлениях. (Чтобы убедиться в этом, нужно совместить семантические поля вопросов "Что привлекает" и "Почему не нравятся некоторые песни"). Оценки "Мира поэзии" группой, отметившей неприятные эмоции и оцутствие смысла в некоторых песнях, очень близки оценкам группы Энтузиастов по четырем шкалам, кроме шкалы "свой". Кроме того, Энтузиасты - единственные, кто дал высокие оценки "Миру поэзии" по шкале эмоциональной тревожности. Это означает, что при восприятии песен Щербакова опора на эмоциональную сторону требует от слушателей определенных усилий, подготовки и устремленности; негативные эмоции, подкрепленные ощущением бессмысленности песен, сказываются на степени принятия всего творчества.

Обозначенная проблема, видимо, не так остра для Исполнителей: наряду с интеллектуальностью для них оказываются значимыми "внешние" характеристики - исполнительское мастерство Щербакова.

Итак, основное значение в восприятии творчества Щербакова принадлежит интеллектуальным характеристикам. На степень принятия "Мира поэзии" существенное влияние оказывают вторичные характеристики, значимые для разных групп респондентов: Мастерство, Профессионализм, Эмоциональность. Разные основания оценок (рациональные, эмоциональные; внешние признаки) в разной степени способствуют успешному восприятию и самого автора, и его творчества. Этим и обусловлена дифференциация перечисленных групп респондентов. Понятно, что восприятие по формальным и внешним характеристикам - владение гитарой, исполнительское мастерство - проще, чем по более глубоким - профессиональным и, тем более, эмоциональным. Иногда восприятие по формальным признакам может завести в тупик (см. анализ интервью с "Хранителем традиций").

Следует отметить, что наиболее интересна группа Энтузиастов, которую привлекает не только интеллектуальность, но и эмоциональность. Они - единственные, кто апеллирует к аффективному, трудновербализуэмому уровню восприятия.

Преобладающая во всех группах интеллектуальность и высокое число упоминаний неприятных эмоций заставляют задуматься: неужели песни Щербакова могут восприниматься только на рациональном уровне и только при помощи интеллекта? Дать точный ответ сложно. Возможно, что творчество барда в большей степени ориентировано на интеллектуальное освоение. Однако мы знаем, что идентичность имеет не только рациональную, но и сильную эмоциональную компоненту. В аудитории Щербакова средние оценки по шкалам "Идентификационного" фактора лежат в плоскости положительных значений: "близкий", "приятный", "светлый". Приведенные доводы позволяют изменить формулировку проблемы: какова степень эмоционального участия при формировании стереотипов восприятия творчества Щербакова? Далее мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Негативные категории восприятия

Вопрос "Что привлекает в песнях М.Щербакова" дублировался двумя альтернативными вопросами: "Есть ли песни, которые вам активно не нравятся?" и "Если такие песни есть, то почему?". Для сопоставления результатов были созданы кодификаторы со сходной структурой. В результате частотного анализа были получены следующие данные.

Свое мнение о недостатках некоторых песен высказали 57% опрошенных. На первом месте оказался Непрофессионализм: 37% от числа ответов. Респонденты так обосновывали свои оценки: "Песни воспринимаются как результат неудачного эксперимента, который не стоило выставлять на показ" (А.7); "Есть лучшие песни на ту же тему, Щербаковские же" (А.168).

На втором месте - Неприятные эмоции: 24%. Здесь мнения респондентов расходятся: "Эмоциональная пустота" (А.303); "Занудные, невыразительные" (А.196). В других анкетах об отсутствии эмоций речь не идет: "Иногда они слишком откровенны и это пугает. В них чувствуется некая безысходность и смертная тоска" (А.157). Для нас важно, что неприятные эмоции возникают по двум причинам: одни - из-за затрудненности эмоционального контакта, другие - в результате восприятия и переживания заложенной в песню эмоциональной палитры.

Третья группа ответов - Отсутствие смысла: 20%. Здесь тоже наблюдается некоторое расхождение подходов к оценке: "Дискретны, загадочны и занудны" (А.125) и "Непонятен смысл" (А.230). Один ответ - это оценка, другой - констатация.

Четвертое место поделили характеристики: Недостаток мастерства - 16% и Банальность, Оцутствие индивидуальности - 15%. По данным частотного анализа можно сделать вывод о сложной структуре восприятия, свойственного данной аудитории: слушатели способны взвешенно оценивать достоинства и недостатки в творчестве Щербакова. Это значит, что увлечение данным автором - не мода, а результат личного выбора каждого слушателя. То есть человек находит для себя особенное в песнях, и в соответствии с выбранными им критериями замечает недостатки и оценивает достоинства. Это подтверждают следующие данные:

79% ответили, что им хотелось прочитать текст после того, как они услышали песню;
57% опрошенных указали на те или иные недостатки в творчестве Щербакова; разнообразие оснований для негативной оценки тех или иных песен; соотношение критериев Интеллектуальности и Близости по духу; самая многочисленная группа - те, кто считает трудность восприятия и исполнения песен Щербакова основной причиной их малого распространения и более всех остальных склонны воспринимать "Мир поэзии" как "сложный, трудный". Вместе с тем они в наибольшей степени принимает творчество барда.

В результате факторного анализа ответов на вопрос почему не нравятся некоторые песни, по наиболее типичным ответам были выделены группы респондентов; им так же были подобраны некоторые имена (процент от числа опрошенных; на первом месте указана преобладающая характеристика):

1. Раздосадованные - для них значимыми являются
                Неприятные эмоции и Отсутствие смысла:      15.5 %
2. Требовательные -       говорят о Непрофессионализме:     14.1 %
3. Потрясенные -    выбрали Непрофессионализм
                                  и Неприятные эмоции:       8.8 %
4. Интеллектуальные -  Непрофессионализм
                                      и Отсутствие смысла:   8.8 %
5. Восторженные -   говорят: Нет таких песен,
                                  все песни нравятся:       37.5 %
6. Остальные                                           -    15.2 %

Эти результаты не дают возможности достаточно уверенного толкования из-за малой наполненности групп. Однако, поместив их в семантическое пространство "Мира поэзии", можно проинтерпретировать наиболее яркие их отличия. Ниже сделана попытка такой интерпретации.

При определении того, что понимают респонденты под Неприятными эмоциями, мы уже выяснили двойственность оснований такой оценки. Характеристика "неприятные эмоции" присутствует в двух группах - правда с разным "весом" в каждой из них. Наиболее существенные отличия Раздосадованных и Потрясенных - в их оценках "Мира поэзии" по шкалам "трудный", "тревожный" и "свой". Различия по интеллектуальной и эмоциональной шкалам обусловлены тем, что в группе Раздосадованных преобладают эмоциональные реакции (группа показывает большие значения по "тревожности"), а для Потрясенных более существенным оказывается критерий профессиональности (группа более всех склонна оценивать поэзию Щербакова как "трудную"). Но по "идентификационной" шкале Потрясенные впереди. Попробуем разобраться в этом (рис.5, 7).

Сравним Требовательных и Потрясенных: их оценки по "идентификационной" шкале отличаются в максимальной степени. в качестве основной характеристики обе группы упомянули "непрофессиональность", но Потрясенные добавляют еще и "неприятные эмоции", навеваемые некоторыми песнями Щербакова. Возможно, разница по шкале "свой" в немалой степени детерминирована именно этой второй составляющей. Поскольку оценки Потрясенных по "идентификационной" шкале выше, можно предположить, что в этой группе преобладают эмоции с оттенком сочувствия, понимания, а отчуждающие эмоции выражены слабее (рис.7,8).

Каким может быть взаимовлияние критериев профессионализма и эмоциональности? Если в оценках группы Потрясенных "непрофессионализм" имеет большую значимость, чем неприятные эмоции, следовательно последние отодвигаются на второй план и не играют решающей роли в принятии или непринятии песен. Возможно и другое обьяснение: сочувственный характер эмоций определяет терпимое отношение Потрясенных к профессиональным шероховатостям песен, хотя значимость профессионализма из-за этого не снижается. В пользу последнего суждения говорит сопоставление в семантическом пространстве "Мира поэзии" этой группы (Потрясенных) и группы Экспертов (см. анализ вопроса "Что привлекает..."). По шкале "трудный" Потрясенные довольно сильно опережают Экспертов: интеллектуальное освоение песен дается им труднее, однако по всем остальным шкалам, в том числе и по шкале "свой, близкий" их точки совпадают (рис.5).

В группе Раздосадованных неприятные эмоции и оцутствие смысла затрудняют идентификацию с "Миром поэзии Щербакова" в большей степени: группа имеет довольно низкие оценки по шкале "свой". Их данные сопоставимы с результатами группы Энтузиастов, которых привлекает в песнях Щербакова интеллектуальность и эмоциональность: в семантических пространствах "Мира поэзии" группы имеют близкие координаты. Оценки "трудности" песен для восприятия у них совпадают; различаются они лишь по степени идентификации песен как "своих". Иными словами, на степень принятия мира поэзии Щербакова в указанных группах влияет эмоциональная сторона восприятия при одинаковых оценках его интеллектуальной сложности. Возможно, среди Раздосадованных преобладают эмоции второго рода - оценивающие, отстраненные, связанные с ощущением тревожности (рис.5).

Итак, мы выяснили, что различия Потрясенных и Раздосадованных вызваны не только первыми, основополагающими критериями оценок (соответственно рациональными и эмоциональными), но и разной природой эмоциональных оценок. Проинтерпретируем с этих позиций расхождение Потрясенных и Раздосадованных по шкалам "тревожный" и "жесткий". Когда мы давали характеристики и имена независимым факторам, мы упоминали, что фактор и шкала Тревожности связаны с несовпадением эмоциональных структур, заложенных в песнях Щербакова, и тех, что используются для оценок его творчества слушателями. Этот вывод мы делали из высокой корреляции признаков "тревожности" и "изменчивости". В нашем исследовании фактор Жесткости начинает срабатывать, как нам кажется, когда структуры эмоциональных полей начинают хоть сколько-нибудь приходить в соответствие. Тогда к одному и тому же обьекту (песне, идее) применяются родственные критерии оценок, пусть даже они имеют разную полярность. С признаком "жесткости" соотносятся конкретные характеристики: "холодный", "злой".

По фактору Тревожности Раздосадованные значительно опережают Потрясенных. Видимо, из-за сильного ощущения бессмысленности песен потребность Раздосадованных в "когнитивной гармонии" слабее удовлетворяется, они острее ощущают несовпадение систем эмоционального и рационального восприятия, несовпадение значений и смыслов. Потрясенные же лидируют по фактору Жесткости (рис.7,8).

Учитывая вышесказанное, мы придем к выводу, что эмоциональная составляющая творчества Щербакова различима и значима для тех слушателей, кто способен воспринимать сложные чувственные структуры и имеет тождественную структуру эмоционального восприятия. Интеллектуальные, конечно же, склонны к интеллектуальному освоению песен. Они показывают очень высокие оценки по "интеллектуальной" шкале и по шкале активности восприятия и низкие - по "эмоциональным" шкалам. По шкале "активности" их оценки близки к оценкам Восторженных, но, видимо, у них есть трудности при интеллектуальном освоении песен: по степени идентификации себя с "Миром поэзии Щербакова" они отстают и от Восторженных, и от Потрясенных (рис.5,6).

Потрясенные отличаются от Интеллектуальных эмоциональностью восприятия. По всей вероятности, пропорциональное сочетание рационального и эмоционального подходов помогает осваивать довольно сложное творчество барда (как это происходит у Восторженных).

Группа Восторженных, ответивших, что Нет таких (не нравящихся) песен - все песни нравятся, наиболее многочисленна. Они в максимальной степени принимают песни Щербакова, дают минимальные оценки по шкалам "тревожности" и "жесткости" и близкие к средним - по шкале "трудности" восприятия. Можно сказать, что структура их восприятия сбалансирована: они не опираются только на одну какую-нибудь его сторону - эмоциональную, формальную или рациональную. Этот вывод можно сделать, сравнив с ними Потрясенных и Интеллектуальных (рис.5,7,8).

Потрясенные и Интеллектуальные, как уже говорилось, различаются по "идентификационной" шкале из-за "вторых составляющих" ответа. Но у Потрясенных есть трудности с эмоциональным принятием счербаковских песен, что сказывается на степени идентификации их с "Миром поэзии". Судя по тому, что Восторженные дают средние оценки трудности восприятия и высокие - идентификации, у них нет особых проблем ни на эмоциональном уровне восприятия, ни на рациональном.

Обобщив данные анализа, можно сформулировать следующий вывод. В сознании человека представления о мире, полученные на основании личного опыта и в результате освоения опыта других людей, социальных групп и общностей, не находятся в хаотичном состоянии. Они структурированы в зависимости от степени их актуальности и субьективной значимости. Структура представлений о мире включает в себя не только соответствующую ей структуру рационально обоснованных знаний и мнений, но и структуру эмоциональных реакций на более или менее типичные ситуации, которая имеет не всегда осознаваемый характер. Если явление, идея или событие попадает в поле структурированных представлений человека, то оно вызывает определенную эмоциональную реакцию. Если же явление не находит себе аналога в структуре представлений, вообще оказывается в иной категориальной плоскости, то и эмоциональная реакция на него будет либо неопределенной, либо негативно окрашенной. Идеи, эмоции и чувства, заложенные в произведении, различимы и принимаются тогда, когда они попадают в пространство структурированных представлений, оценок и эмоциональных реакций.
			Рис.5
		Свой	Трудный
Эксперты	2.09	2.48
Любители словесн2.06	2.51
Исполнители	2.42	2.45
Виртуозы	1.67	1.48
Энтузиасты	1.72	2.38
Потрясенные	2.11	2.85
Интеллектуалы	1.58	2.7
Требовательные	1.21	1.83
Раздосадованные	1.4	2.4
Восторженные	2.46	2.34

Рис.6 Свой Активный Эксперты 2.09 1.89 Любители словесн 2.06 1.12 Исполнители 2.42 2.54 Виртуозы 1.67 1.58 Энтузиасты 1.72 1.41 Потрясенные 2.11 1.78 Интеллектуалы 1.58 1.92 Требовательные 1.21 0.47 Раздосадованные 1.4 1.47 Восторженные 2.46 2.05
Рис.7 Свой Тревожный Эксперты 2.09 0.91 Любители словесн2.06 1.06 Исполнители 2.42 0.81 Виртуозы 1.67 1.09 Энтузиасты 1.72 1.92 Потрясенные 2.11 0.7 Интеллектуалы 1.58 1.46 Требовательные 1.21 1.81 Раздосадованные 1.4 1.32 Восторженные 2.46 0.81
Рис.8 Свой Жесткий Эксперты 2.09 1.36 Любители словесн2.06 1.23 Исполнители 2.42 1.48 Виртуозы 1.67 1 Энтузиасты 1.72 1.21 Потрясенные 2.11 1.96 Интеллектуалы 1.58 0.69 Требовательные 1.21 1.33 Раздосадованные 1.4 1.45 Восторженные 2.46 1.06